Советы родителям, которые "работают"
Советы родителям по основам развития правильной речи их карапузиков.
Удивительно, но факт. Многие родители избирают неправильную тактику общения с их малышом, которая усугубляет проблемы с речью. Конечно, то что ваш ребенок не достаточно хорошо говорит по сравнению со сверстниками связано с развитием его головного мозга(речевыми центрами и т.д.). Но воспитание и обучение играет огромнейшую роль! И чем раньше оно начнется, тем лучше для ребенка.
Как же избежать нарушений в развитии? Как скорректировать имеющиеся трудности?
Очень просто. Мама!!! Мама самый родной близкий и любимый человечек, который всегда рядом. И все что она делает малыш копирует и впитывает как губка.
Что бы мы не делали: одеваем, кормим - все сопровождаем речью. Ведь даже в утробе матери ребенок уже начинает понимать слова и накапливать пассивный словарь. Поэтому одеваете - говорите, гуляете - говорите, кушаете - говорите, чистим зубы –говорите, купаем-говорите! Поощряйте любую его попытку заговорить. Будут ли это «песенки» из гласных звуков или отдельные слоги. Заразите его желанием говорить, подражать Вам! Будьте эмоциональными! Не надо «сюсюкать», коверкать слова, повторять неправильные за малышом, хоть вас это и умиляет до слез. Говорите с ним как со взрослым: просто, интересно, неторопливо. Все объясняйте, что видите вокруг.
Солнце светит,дождик идет, машины едут,деревья растут,на что похожи облака(развивает воображение)…Ведите диалог с ребенком. Задавайте вопросы Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д. Вопросы задаем о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.
Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.
Побуждайте его говорить.
Помните анекдот:
-Мам,ты суп не посолила.
-Сынок,ты заговорил!!!??? 7 ЛЕТ молчал…
-Так все в порядке было.
«Включайте» непонималки…Ну не понимаю тебя и все тут…Объясни словами. Сделайте что-нибудь не так…пусть он заметит-удивится…скажет вам.
Выкиньте телевизор. Этот зомбоящик вреден не только взрослым, но и беззащитной детской психике. Не в коем случае он не должен работать фоном ,как делают некоторые семьи. Купите настольные игры и насладитесь общением в кругу семьи. Сейчас очень много разнообразных игр продается в магазинах. Покупайте их больше, а не мягкие игрушки. Хорошо подойдут матрешки, конструкторы ,различные домики с жителями т.д. Как полезно придумывать сюжеты и проговаривать-проигрывать их с ребенком. Ему обязательно захочется включиться в игру договорить словечко или фразу. Даже когда купаете – поиграйте - придумайте сюжет – пофантазируйте. РАЗГОВАРИВАЙТЕ!
Развитие мелкой моторики - это основа развитии речи.(пусть об этом твердят все).Но это действительно ОЧЕНЬ важно! Давно научно доказано, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»В. А. Сухомлинский
Как правило, если моторика рук развита в пределах возрастной нормы, то и речь тоже в норме. Развивая ручки малыша мы развиваем артикуляционную моторику, готовим руку к письму, стимулируем развитие мышления ребенка, благотворно влияем на становление всех высших функций.
Благо сейчас очень много игр, развивающих моторику, продается в магазинах. А в аптеке за 30 рублей можно приобрести су-джок (шарик)и делать массаж пальчиков и ладошек(ну очень приятные ощущения не только для детей, но и для взрослых).
Используйте время на кухне для развития своего чада!
Попросите помочь маме посортировать зернышки. Рис гречку и даже пшено. С закрытыми глазами угадывать что это за крупа, катая между указательным и большим пальцем. Или проводить массаж ,придавливая поочередно всеми пальчиками крупинку к столу(вращательными движениями).Очень эффективно и полезно, сделайте это - вы порадуетесь успехам малыша!
В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.
И еще очень важное дополнение. Это развитие слухового внимания. Нужно формировать у малыша слуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам. Например, природным и бытовым звукам, крикам животных, шуму дождя, ветра, морских волн, грому, звону капели, крикам за окном или шуму от проезжающих автомобилей и автобусов, кипению чайника, звуку соковыжималки, стиральной машины и т.д. Различать их.
Разучивайте интересные и увлекательные стишки. Слушайте детские диски. Разучивайте и пойте песенки.
Обязательно читаем книжки на ночь. Загадки отгадываем. (это всегда трудно для деток, но очень полезно)
Умение называть слова -это еще не речь! Давайте задания малышу, оформив их в 2-3 слова, с обязательным присутствием глагола. Повтотяйте эти предложения в разных ситуациях и с разной интонацией. Это будет образцом для малыша.
Опять возвращаюсь к началу статьи- ГОВОРИТЕ! И результаты не заставят долго ждать. Потому что речь как растение, которое надо бережно взращивать и лелеять. И Ваш малыш тоже как цветок постепенно раскроет и распрямит все все свои лепесточки навстречу солнцу. Бутончик превратится в чудесную розу. Всем удачи и настойчивости!
Учитель-логопед Усольева Ирина Леонидовна