Здоровье малыша в наших руках
Каждый родитель мечтает, что бы его ребенок не болел и вырос здоровым и сильным человеком. Чтобы реализовать эту мечту в реальность, надо с маленьких лет найти способы, которые помогут повысить иммунитет ребенка и развить его мышечную систему. Одним из таких способов, позволяющих полноценно развить мышечный тонус ребенка и закалить его организм, является плавание.
Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его скелет, несовершенна. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно: слабы мышцы живота, задней поверхности бедер, мелкие мышцы глаз , стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук.
Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется , мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника. Следовательно, плавание является средством профилактики лечений нарушения осанки. Так же систематические занятия плаванием влияют положительно на работу сердца: укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков, а так же равномерно увеличивается объем его полостей. В следствии этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.
У детей дошкольного возраста верхние дыхательные пути относительно узки, а так как слизистая оболочка богата лимфатическими сосудами, то при неблагоприятных условиях дыхание детей быстро нарушается. Рядом исследований доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. Все это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру и укрепляет все мышцы органов дыхания.
Нервная система в этот возрастной период так же претерпевает существенные изменения. Они происходят в основных нервных процессах. Это повышает способность ребенка подчинять свое поведение внешним требованиям.
В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
Занятия плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребенка улучшается аппетит.
Так же на занятиях закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемы ими на физкультурных занятиях, но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка – скольжения на воде. Этот навык – базовое движение в плавании, а его формирование зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах, служат основой для успешного овладения школьной программой.
Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой. Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.