Зинченко Марина Николаевна воспитатель
Рисуночная терапия в определении страхов детей старшего дошкольного возраста
Состояние повышенной тревожности и, как следствие , возникновение чувства страха у детей – явление частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, оказаться проблемы не защищёнными перед физической силой противника. Современная психология предлагает различные формы решения проблемы. Методы устранения детских страхов не должны быть сами по себе психотравматирующими, а, наоборот должны привлекать и заинтересовывать ребёнка. Для начала можно попробовать такой метод, как рисуночная терапия. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими , неприятными, травмирующими образами.
Стремление рисовать присуще детям дошкольного возраста. В рисунках отражается настроение ребёнка, его переживания, различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознаёт и ещё реже высказывает. Страхи, как и всё, что волнует ребёнка, находят отражение в его рисунках. Он интуитивно прибегает к творчеству, пытаясь изжить страх. Ребёнок рисует «страшного человека», чудищ, Бабу Ягу, лешего, но он рисует их или смешными, или себя рядом с ними, но себя вооружённого, смелого и непобедимого. И объекты страха теряют свою угрожающую суть. Например, огонь гаснет под напором воды, которой он, ребёнок, в каске пожарника , заливает пламя.
Рисование на тему «Что мне снится страшное» или Чего я боюсь днём» даёт возможность отобразить наиболее яркий страх. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение. В рисунках страх во многом уже реализован , как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся. Это способствует потере аффективно-травмирующего эффекта в психике ребёнка.
Для целенаправленного устранения страхов необходимо в беседе с ребёнком выяснить , чего он боится(одиночества, смерти, наказания, сказочных персонажей). Зная страхи ребёнка, необходимо попросить его нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх предполагают «встречу» с ним , что само по себе пугает малыша.
В процессе рисования необходимо выражать ему одобрение по поводу того, что он справился с заданием, так как успешность является антиподом страха. У ребёнка повышается чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Вместе с тем, не следует заверять ребёнка в том , что его страх после рисования сразу исчезнет, и тем более не следует спрашивать, боится он теперь или нет.
Через несколько дней нужно провести с ребёнком обсуждение рисунков, последовательно показывая их и спрашивая , чего боится ребёнок теперь. Чтобы не допустить внушения страха, необходимо внимательно следить за тональностью голоса ребёнка. Отрицание страха закрепляется похвалой.
Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребёнок изобразил себя не боящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней вновь проводится обсуждение рисунков.
Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.
Рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При организации занятий необходимо иметь ввиду, что , подбирая изобразительные материалы можно в какой-то мере управлять активностью ребёнка.
Например, на занятиях с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как пластилин, глину , краски, т.е материалы, стимулирующие не структурированную, не направленную активность ребёнка(разбрызгивание, разбрасывание, размазывание), которое легко может перейти в агрессивное поведение. Таким детям более уместно предложить листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е изобразительные материалы, требующие организации, структурирования деятельности, тонкой сенсоматорной координации, контроля за выполнением действий.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажатия, а бумага рваться. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование. Детям же , эмоционально «зажатым» с высоким порогом тревожности, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих всё тело. А не только область кисти и пальцев. Им следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги прикреплённые на стенах, рисование мелом на широкой доске.
Итак, первым этапом преодоления чувства страха является его изображение. Именно конкретизация страхов поможет ребёнку избавиться от неопределённости и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает. Рисуя, ребёнок не просто изображает конкретные предметы, но и живет в этом «микрокосмосе», который мы условно называем «детский рисунок».
Второй, не менее значимый этап в преодолении страха- моделирование выхода из сложившейся ситуации, предполагающее множество приёмов и способов:
• Дорисовка «защитного объекта»;
• Закрашивание «страшного»;
• Уничтожение «зла»(скомкать, порвать, выбросить и т.д.);
• Дорисовка интересных , интригующих деталей(«сюрприз»);
• Видоизменение рисунка, превращение страшного в смешное;
• Развитие(дорисовка) ситуации с вожножными последующими решениями;
• Украшение мрачного, преобразование в красивое;
• «Заглядывание в темноту» (расчищение тёмного пространства).
И ещё два аргумента в пользу терапии через рисунок:
• Детский рисунок является основным коммуникативным средством ребёнка, средством выражения чувств, а так же традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;
• Рисование легко совмещается с другими техниками. Применяемыми в работе с детьми.
Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний при коррекции неврозов, страхов.
Приведём примеры занятий направленных на преодоление страхов для детей старшего дошкольного возраста с помощью рисуночной терапии.
Занятие 1
Упражнение «Мой страх»
Цели: научить детей выражать чувство страха в рисунке, развивать умение справляться с ним.
***
Воспитатель. Не всегда страх можно выразить словами. Иногда его гораздо проще изобразить на бумаге. Это мы сейчас и попытаемся сделать. Страх ведь так не любит когда его рисуют. Он просто готов растаять.
Предлагаем детям карандаши, акварельные краски, альбомные листы.
Пока дети рисуют, воспитатель может комментировать их работу и подбадривать одобрительными репликами: «Страх уже весь на бумаге. Теперь то он весь у нас в руках!»
После того как дети нарисовали свой страх, мы предлагаем взять ножницы и резать страх на мелкие кусочки, а мелкие ещё на более мелкие(помогаем детям в этом).
Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, показываем ребёнку , что теперь его собрать невозможно.
Затем предлагаем завернуть эти маленькие кусочки в большую бумагу, подойти к мусорному ведру и выкинуть туда. Говорим о том. что весь мусор сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет
Занятие 2
Упражнение «Рисунок пугающего животного»
Цель: развивать умение справляться с чувством страха.
***
Воспитатель. А есть ли животные, которых вы боитесь? Я хочу показать вам одно волшебное средство, которое больше не позволит таким животным угрожать вам и пугать вас. Но для начала нужно нарисовать пугающее животное. При этом нужно почувствовать, как сильно вы его боитесь.
Предлагаем детям нарисовать пугающее животное. Дети выполняют рисунки не на целом альбомном листе , а на площади в два раза меньшей- примерно в пол-листа или ещё меньше.
После того как дети нарисовали страшное животное, предлагаем посадить его в клетку и сделать несчастным и безопасным. Для этого берём линейку, ручку и начинаем рисовать вокруг зверя клетку.
Воспитатель. Дети, чем более тонкое и гибкое животное, тем за более частую решётку его надо посадить, «чтобы не могло пролезть».
В процессе того как дети заштриховывают свой страшный рисунок, говорим им о том, что теперь зверь становится всё более безопасным, бессильным- ведь даже его изображение теряется, глаза становятся почти не видимыми, ему место только в зоопарке, где его никто не боится. Озвучиваем это такой последовательностью вопросов(используем метод скрытого внушения):
-Вы посадили зверя в клетку?(Да- внушительный ответ.)
-Его даже плохо видно за решёткой? (Да.)
-Ему место в зоопарке? (Да.)
-В зоопарке никто не боится таких зверей? Теперь он сам нас должен бояться? (Да.)
-Он теперь не может нам угрожать? (Да.)
Следим за поддержанием соответствующего эмоционального настроения в группе: сначала некоторого страха, а затем по нарастающей – смелости и чувства волшебной победы.
Воспитатель. Теперь мы можем смело уничтожить страшное животное: разорвать на кусочки и выбросить- это последний шаг нашего волшебства.
Дети рвут и торжественно выбрасывают кусочки в корзину для бумаг.
Занятие 3
Упражнение 1 «Превращение страхов»
Цель: разрушение стереотипного воспитания агрессивных персонажей сказок и фильмов.
***
Предлагаем детям поиграть в художников, которые могут сделать рисунок добрым. Воспитатель показывает, как «страшный» рисунок можно превратить в симпатичный и забавный (приклеить элементы аппликации, дорисовать, изменить палитру рисунка).
Всем детям деётся заранее подготовленный рисунок, к которому они пририсовывают «добрые детали». Например: воздушные шары, игрушки, яркую шляпу, одевают страшный персонаж в красивый костюм.
Упражнение 2«Страх испарился»
Цель: устранение и преодоление страхов у детей.
***
Воспитатель. Дети, есть ещё один способ уничтожить страх. При этом его даже не надо закрашивать или перерисовывать!
Раздаём детям альбомные листы, кисточки и баночки с водой. Предлагаем ещё раз нарисовать страхи, но не красками, а водой. Когда рисунки готовы, раскладываем их для просушки. Через несколько минут смотрим вместе с детьми.
Вот это да! От рисунка ничего не осталось! Чистый лист, на котором можно рисовать другие рисунки!
Воспитатель Зинченко Марина Николаевна