Алексеева Юлия Николаевна воспитатель
Роль детской книги в речевом развитии ребенка
Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента рождения, семья, в которой читают родители ,-это предпосылка грамотности и "чутья" родного языка. При отсутствии доброй традиции семейного чтения ребенок практически никогда не берет книгу сам. Тем более, сейчас, когда компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь, потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно.
Ребенок дошкольник является своеобразным "читателем". Слово "читатель", конечно же , условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым, начиная от выбора книги для прочтения, заканчивая продолжительностью общения с книгой. от взрослого зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Детское "нечтение " грозит тем, что:
· обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей ;
· нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями;
· не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально -люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать- не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников- развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах.
Советуем для чтения с детьми:
· от 3 до 5 лет
Перро Ш. „Спящая красавица", „Мальчик-с-пальчик" и другие
Андерсен Г.-Х. „Гадкий утенок", „Дюймовочка", „Огниво", „Стойкий оловянный солдатик".
Братья Гримм. „Сказки".
Мамин-Сибиряк В. „Серая шейка", „ Аленушкины сказки".
Аксаков А. „Аленький цве точек".
Одоевский Ф. „Мороз Иванович", „Городок в табакерке".
Даль В. „Сказки".
Ершов П. „Конек-Горбунок".
Житков Б. „Что я видел".
Успенский Э. „Крокодил Гена и его друзья".
Остер Г. „Котенок по имени Гав" , „Сказки о Мартышке, Слоненке и Удаве".
Носов Н. „Незнайка и его друзья", рассказы.
Линдгрен А. „Малыш и Карлсон", „Пеппи Длинный чулок", "Приключения Эмиля из Ленненберги".
Грэхем К. „Ветер в ивах".
Франс А. „Пчелка".
Чарушин Е. „Про Топку и про всех".
Толстой А. „Приключения Буратино".
Токмакова И. „Счастливо, Ивушкин", „В стране Нигде и Никуда".
· от 5 до 7 лет
Лагерлеф С, „Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".
Милн А. „Винни Пух и все-все-все".
Янссен Т. „Сказки о Мумми Троллях".
Трэзерс П. „Мэри Поппинс".
Баум Л. „Страна Оз".
Олеша Ю. „Три толстяка".
Кэрролл Л. „Алиса в стране чудес" (в переводе Заходера Б.).
Зальтен Ф. „Бемби".
Бернетт Ф. „Маленький лорд Фаунтлерой".
Ларри А. „Приключения Карика и Вали".
Драгунский В. „Денискины рассказы".
Прокофьева С. „Лоскутик и облако" и другие повести.
Сент-Экзюпери А. „Маленький принц".
Коллоди П. „Пиноккио".
Фаллада Г. „Истории из Бедокурии".
Житков Б. „Что бывало".
Яковлев Ю. „Рыба-солнце".
Толкиен Р. „Хоббит".
Льюис К. „Хроники Нарнии".
Погорельский А. „Черная курица, или Подземные жители".
Барри Л. „Питер Пен и Венди".
Андерсен Г.-Х. „Русалочка".