Консультация учителя-логопеда Натальи Леонидовны Захаровой
Литотерапия в логопедической практике
Одной из современных здоровьесберегающих технологий применяемых в логопедии, является литотерапия. Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение» (лечение с помощью натуральных камней). Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков. Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой. Камень – это лекарство, которое ощущают и чувствуют, трогают и слушают, удивляются и восхищаются.
В наше время литотерапия с успехом применяется не только в современной медицине и косметологии, но и в коррекционной педагогике (коррекция речевых, личностных нарушений, преодоление моторного недоразвития).
В работе с детьми с речевыми нарушениями можно использовать следующие элементы литеротерапии: массирование пальцев камешками, сжимание камней в кулаках,
перекатывание по ладони, по руке, дидактические игры с камнями.
Помимо природных камней можно использовать искусственные камни Марблс. Марблс – это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди. Марблс – в переводе означает «мраморный». Это небольшая сферическая игрушка, обычно – разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.
Камешками Марблс можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в восторге.
Предлагаю вашему вниманию игры с этим незатейливым пособием:
Игра «Археолог»
Ребёнку предлагается сундучок, наполненный камешками Марблс, горохом, фасолью и рисом. С закрытыми глазами он должен выбрать камешки - сокровища пиратов.
Игра «Волшебный мешочек»
1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).
2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак:
зелёный камешек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.
жёлтый камешек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
Игра «Весёлый счёт»
Выложить столько камешков на столе, сколько:
- У человека носов?
- Сколько пальцев на одной руке? на двух?
- Сколько ушей у собаки?
- Сколько глаз у кошки?
- Сколько крыльев у птицы?
- Сколько ножек у стола? и т. д.
Игра «Гусеничка-модница»
Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камешек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук)
Опыт работы показал, что использование литотерапии дает положительные результаты, т.к. у детей повышается эмоциональный фон, значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование элементов литотерапии на занятиях вносит элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, делает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.
Учитель-логопед Захарова Наталья Леонидовна