Консультация учителя-логопеда Натальи Леонидовны Захаровой
Социализация личности дошкольника
«Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности»
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных
задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них
определенные психологические качества и навыки общения.
В.А. Сухомлинский
Что такое социализация личности? Какое место занимает социализация дошкольника в образовательном процессе? Данные вопросы всегда стояли перед педагогами дошкольных организаций.
Посещая детский сад, каждый малыш получает возможность полноценно жить, обучаться и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Современному педагогу важно не забывать, что дошкольный возраст сензетивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, речи и воображения ребенка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволят детям дошкольного возраста не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать.
Мы, педагоги обязаны понимать - ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Малыш осваивает культурные способы взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, происходит понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их использовать.
На педагога возложена большая ответственность – заложить фундамент личности ребенка, помочь ему познать окружающий мир, научить его жить в обществе. «Давно называют свет бурным океаном: но счастлив тот, кто плывет с компасом! А это дело воспитания» Н.М. Карамзин. Так и малыш без воспитания, без нашего педагогического чуткого руководства и обучения не сможет влиться в бурный океан человеческих взаимоотношений, не сможет стать счастливым, если рядом с ним не будет внимательного, доброго, грамотного и любящего наставника и педагога – «компаса», который поможет маленькому человеку войти в мир взрослых! Что еще в очередной раз доказывает первостепенную роль дошкольного образования и воспитания как института позитивной социализации личности!
Хотелось бы закончить словами известного педагога Антона Семеновича Макаренко «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» И данная задача полностью ложится на плечи дошкольных педагогов, как представителей и непосредственных участников дошкольного образования!
Учитель-логопед Захарова Наталья Леонидовна