Захарова Наталья Леонидовна
Консультация для педагогов
Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.
Практика работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) показывает, что дети с ТНР испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, используется различный наглядный материал, вводятся графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.
Предлагаю Вашему вниманию подборку карточек, которые я использую при работе с детьми на логопедических занятиях с целью освоения предложно-падежных конструкций. Представленный наглядный материал позволяет в игровой форме выполнять тренировочные упражнения для закрепления в речи детей наиболее часто употребляемых предлогов, что поможет Вашим воспитанникам преодолеть трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве, усвоении навыков правильного употребления предлогов.
Успехов в работе! Спасибо за внимание!