Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана 

"Детский сад комбинированного вида № 15"

    Главная Бирюкова Надежда…

    ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.

    ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МУЗЫКИ, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

    СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.

    Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десять лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, имеющих отклонения в развитии, в 2,6 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения в той или иной степени.

    Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

    Для эмоционально-эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.

    Своевременное обеспечение детей подходящими для них коррекционно-развивающими программами позволило бы предотвратить отклонения в поведении, способствовало бы формированию адекватных сторон личности ребенка.

    Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.

    Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыки, ее способность устанавливать гармонию в состоянии человека. В трудах Пифагора музыка описывается как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Аристотель подчеркивал, что музыка посредством катарсиса освобождает человека от травмирующих психику переживаний.

    Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

    Развитие науки привело к постепенному накоплению фактов, подтверждающих убеждения древних в том, что музыка - это мощный источник энергий, распространяющих свое влияние на физическую, духовную и интеллектуальную сферы человека. В настоящее время в России музыкотерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, в различных направлениях медицины, психологии и педагогики.

    Механизм влияния музыки на человека сводится к следующему. Музыкальный звук - это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность. Звук влияет на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность. Восприятие музыки осуществляется через слух, который изначально служит ориентирующим инструментом, эмоционально настраивает человека по отношению к внешним воздействиям.

    Влияние музыки на психику объясняется целым рядом факторов. Один из них - музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, было инструментом диалога между индивидом и социумом. При восприятии музыки происходит и «общение» личности слушающего с личностью автора произведения. Таким образом, передается эмоциональный опыт прошлых поколений, музыка связывает воедино личность и многовековую духовную культуру.

    Эффективность музыкального воздействия обусловлена не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и биорезонансной сочетаемостью отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.

    М.Н. Ливанов и соавторы проводят аналогию между воздействием музыки и воздействием положительного условного стимула, имеющего пусковое значение для некоего механизма, синхронизирующего ритмическую активность различных участков головного мозга.

    Н.М. Гринёва в своей работе пришла к выводу: мелодичная музыка при ее прослушивании создает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.

    В.П. Морозов, Н.В. Гребенникова, А.Г Васильева установили зависимость состояния человека от жанра прослушанного музыкального произведения. При прослушивании рок-музыки преобладают активно агрессивные компоненты, а при прослушивании классической музыки - чувство психологического благополучия и рефлексивных переживаний.

    В исследованиях B.C. Раевского доказано, что музыкальные передачи повышают возбудимость нервной системы и ее функциональную подвижность, способствуют сохранению внимания. Музыка влияет и на сенсорные и когнитивные процессы: внимание, память, восприятие. Это доказано в работах Л.П. Новицкой, А.Я. Дорфмана, ГА. Березиной и др.

    Следует выделить и направление, изучающее влияние музыки на детей с проблемами в развитии. Оно представлено работами С.М. Мидовской, И.В. Евтушенко, Е.З. Яхниной и др. Интерес к оздоровительным свойствам музыки в настоящее время продолжает расти.

    Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка.

    Наш подход к музыкальному воспитанию отличается от традиционного. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, мы считаем, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

    Полифункциональный подход к музыкальному воспитанию мы рассматриваем как создание инновационного пространства музыкальной среды, обеспечивающей гармоничное, целостное развитие ребенка: эмоциональное, физическое и нравственно-эстетическое. Инновационное пространство должно обеспечить формирование ребенка, здорового физически и психически, легко адаптирующегося к изменяющимся условиям.

    Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей: восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций детей, гармоничном развитии физических и эстетических качеств.

    Применение тонирования в вокалотерапии приводит к уравновешиванию воли мозга, снижению частоты сердечных сокращений, гармонизации эмоциональной сферы. Дети тонируют на удобной для них ноте. Звук «м-м-м» снимает напряжение, звук «и-и-и» стимулирует и т.д.

    Танец, мимика и жест - один из способов выражения чувств и переживаний. Как указывал И.М. Сеченов, любое переживание заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Это утверждение стало основой биоэнергетической теории телесной терапии Р. Райха и А. Лоуэна. По их мнению, психические травмы находятся в мышечном панцире, препятствующем свободному выражению эмоций. Массируя, упражняя эти зажатые мышцы, можно ослабить мышечную «броню панциря», и зажатые в нем эмоции получат возможность свободного выхода.

    Гибкое тело более способно к проявлению различных чувств, отражающихся в движениях, мимике. На этой основе построена коррекционная ритмика, широко вошедшая в практику работы дошкольных учреждений. Известно, что каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетативной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реак­ции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

    Все вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольниками. Еще раз подчеркнем, что музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

    В работе с проблемными детьми также отмечается значительный эффект от использования музыки: улучшается концентрации внимания и его продолжительность, снижается импульсивность; музыка оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; улучшаются речевая и сенсомоторная функции организма; повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях; развиваются познавательные интересы ребенка.

     

    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
        • Оборудование
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема
      • Доступная среда
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
    • Служба практической помощи детям раннего возраста с ОВЗ
    • Независимая оценка качества образования
    • ГО и ЧС в ДОО
    • Электронные услуги
    • Информационная безопасность
      • Локальные акты
      • Нормативное регулирование
      • Педагогам
      • Дети
      • Родителям
      • Детские безопасные сайты
    • Информация для сотрудников
      • Специальная оценка условий труда
    • Экспериментальная деятельность
    • Региональная инновационная площадка «Организация общественно-полезного движения дошкольников».
    • Инновационная площадка ФГБНУ ИИДСВ РАО
    • Стажировочная площадка
    • Дорожная безопасность
    • Служба медиации
      • Консультации для педагогов и родителей
      • Видео про конфликты
    • Новости
    • Наши планы
      • План подготовки и проведения акции: «Отечество. Мужество. Победа!»
    • Новые формы работы
    • Консультации для родителей
      • Аболенцева Ольга Александровна -воспитатель
      • Алексеева Юлия Николаевна воспитатель
        • Дорожный травматизм
      • Бирюкова Надежда Евгеньевна -музыкальный руководитель
      • Грибанова Ольга Леонидовна воспитатель
      • Дурандина Наталья Николаевна - педагог -психолог
      • Жамалетдинова Эльмира Хуснитдиновна -учитель-логопед
      • Захарова Наталья Леонидовна - учитель логопед
        • «НОВОГОДНИЕ СТИХИ БЕЗ ЗВУКА "Р"»
        • Дефицит общения – проблема развития речи детей
        • Литотерапия в логопедической практике
        • Социализация личности дошкольника
        • Что делают логопеды?
        • Советы родителям по заучиванию стихотворений
      • Муллаярова Анастасия Владимировна
      • Саломова Анастасия Михайловна
    • Консультации для педагогов
      • Захарова Наталья Леонидовна
      • Муллаярова Анастасия Владимировна
      • Саломова Анастасия Михайловна
    • Приказы о зачислении
    • Фото+ видео галерея
    • Полезные ссылки
    • Контакты
    • Сведения об образовательной организации
      • Основные сведения
      • Структура и органы управления образовательной организацией
      • Документы
      • Образование
      • Образовательные стандарты и требования
      • Руководство
      • Педагогический состав
      • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
        • Оборудование
      • Платные образовательные услуги
      • Финансово-хозяйственная деятельность
      • Вакантные места для приема
      • Доступная среда
      • Международное сотрудничество
      • Организация питания в образовательной организации
    • Служба практической помощи детям раннего возраста с ОВЗ
    • Независимая оценка качества образования
    • ГО и ЧС в ДОО
    • Электронные услуги
    • Информационная безопасность
      • Локальные акты
      • Нормативное регулирование
      • Педагогам
      • Дети
      • Родителям
      • Детские безопасные сайты
    • Информация для сотрудников
      • Специальная оценка условий труда
    • Экспериментальная деятельность
    • Региональная инновационная площадка «Организация общественно-полезного движения дошкольников».
    • Инновационная площадка ФГБНУ ИИДСВ РАО
    • Стажировочная площадка
    • Дорожная безопасность
    • Служба медиации
      • Консультации для педагогов и родителей
      • Видео про конфликты
    • Новости
    • Наши планы
      • План подготовки и проведения акции: «Отечество. Мужество. Победа!»
    • Новые формы работы
    • Консультации для родителей
      • Аболенцева Ольга Александровна -воспитатель
      • Алексеева Юлия Николаевна воспитатель
        • Дорожный травматизм
      • Бирюкова Надежда Евгеньевна -музыкальный руководитель
      • Грибанова Ольга Леонидовна воспитатель
      • Дурандина Наталья Николаевна - педагог -психолог
      • Жамалетдинова Эльмира Хуснитдиновна -учитель-логопед
      • Захарова Наталья Леонидовна - учитель логопед
        • «НОВОГОДНИЕ СТИХИ БЕЗ ЗВУКА "Р"»
        • Дефицит общения – проблема развития речи детей
        • Литотерапия в логопедической практике
        • Социализация личности дошкольника
        • Что делают логопеды?
        • Советы родителям по заучиванию стихотворений
      • Муллаярова Анастасия Владимировна
      • Саломова Анастасия Михайловна
    • Консультации для педагогов
      • Захарова Наталья Леонидовна
      • Муллаярова Анастасия Владимировна
      • Саломова Анастасия Михайловна
    • Приказы о зачислении
    • Фото+ видео галерея
    • Полезные ссылки
    • Контакты
       
    flexsmm.com
    Департамент образования мэрии города Магадана 
    685000  г. Магадан, ул. Наровчатова, д.6, тел.
    8(4132)62-52-33
    Электронный адрес: obrazovanie@magadangorod.ru.

    Региональный координотор повышения квалификации Академии Минпросвещения России

    Бец Ольга Олеговна

    почта: boo@iro-49.ru

    Обращаться по вопросам реализации программ Академии Минпросвещения России:

    -получение удостоверений,

    - запись на курсы,

    - сроки прохождения курсов,

    - вопросы по реализации программ,

    -прохождение курсов и работа в Цифровой экосистеме ДПО.

    © sunnymagadan.su

    +7 (4132)61-99-96

    Яндекс.Метрика