Формирование толерантного поведения в семье
Консультаций для родителей
«Формирование толерантного
поведения в семье»
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди. (Бернарда Шоу)
Семья—институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, образовательные учреждения выполняют большой спектр воспитательных мероприятий, но семья и индивидуальные особенности ребенка — это две основные опоры социального становления личности.
В освоении опыта толерантного поведения большое влияние имеет личный пример родителей. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, характер взаимодействия между родителями, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности.
Уметь проявлять терпимость – значит уметь признавать то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.
Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее.
Но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер –характером.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления не смогут воспитать терпимого человека.
Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения тоже не приводит к положительным результатам. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
Задача родителей – проживать вместе с ребенком его жизнь, чтобы наполнить детскую душу хорошим содержанием. Взрослые должны дать детям возможность понять свою значимость, свою роль в семье, свою индивидуальность.
Ребенок, не познавший родительскую любовь, не раскрывший себя, как личность, не сможет адекватно воспринимать окружающих его людей.
С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети с ограниченными возможностями здоровья, других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Ребёнок осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.
Психологами на основе проведенных исследований установлено, что терпимые люди, как правило, вырастают в семьях, где есть три условия:
1.Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае у ребёнка будут развиваться черты толерантной личности:
- терпение,
- умение владеть собой,
- доверие,
- чуткость,
- способность к сопереживанию,
- снисходительность,
- расположение к другим,
- чувство юмора,
- терпимость к различиям,
- доброжелательность,
- гуманизм,
- любознательность,
- умение слушать,
- несклонность осуждать других,
- альтруизм.
Проявление терпимости включает:
- равноправие,
- взаимоуважение,
- доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом,
- равные возможности для участия во всех сферах жизни для всех членов общества,
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств,
- возможность следовать своим традициям,
- свобода вероисповедания,
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем,
- позитивная лексика в наиболее уязвимых межэтнических отношениях и отношениях между полами.
Проявление нетерпимости включает:
- оскорбления, насмешки,
- игнорирование (отказ в признании, беседе),
-негативные стереотипы, предубеждения (составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик),
- этноцентризм (оценка жизненных явлений только через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими),
- поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других людей),
- преследование, запугивание, угрозы,
- дискриминация, расизм,
- национализм,
- эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения),
- изгнание, репрессии, фашизм, геноцид.
Уважаемые родители! Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие на пути к толерантности, были вами успешно преодолены, чтобы всегда находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций, чтобы вы умело владели принципами толерантного поведения, поскольку толерантность без этого умения оказывается лишь благим пожеланием. Учитесь толерантности и будьте терпимыми!