Психологические основы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте
Консультаций для родителей
«Психологические основы нравственно-патриотического воспитания
в дошкольном возрасте»
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколениям, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.
Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.
Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, любовь к родным местам, и гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история… Воспитание чувства патриотизма у дошкольников играют огромную роль в становлении личности ребенка, это процесс сложный и длительный.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Помните, что успех патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.
Перед нами, взрослыми, стоит нелёгкая задача - донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине.
Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Вспомнили
Рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте их знания: читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», слушайте и напевайте вместе песни о дружбе, добре, любви к Родине, занимайтесь вместе сотворчеством(рисуйте, лепите, вышивайте).
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников
У ребенка-дошкольника Родина начинается с семьи. Когда ребенок тянется ручонками к матери и отцу - он чувствует их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.
С чего начать?
- Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки рассказывайте, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных.
учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, участка детского сада.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Помните, если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным, он приобрел эмоциональный опыт, который является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Роль учреждений культуры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему ко всему человечеству» (Д.С. Лихачев) .
Роль библиотеки в патриотическом воспитании: пробудить у детей любовь к живому чтению, объяснить им важностьи полезность этого делания надо начинать с самого раннего детства. Знакомясь со стихами дети открывают для себя мир настоящей русской поэзии. книга является для человека кладезем мудрости и воспитателем души.
Роль музея в патриотическом воспитании: музей имеет огромное значение в сохранении и передаче историко-культурного наследия следующему поколению. Освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — моя малая родина — моя Россия, значения Магаданской области в истории и культуре России).
Роль театров в патриотическом воспитании: благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры дошкольников.
Список учреждений культуры для дошкольников г.Магадана 1.ОГБУК «Магаданская областная детская библиотека» 685000, г. Магадан, пер. Школьный, д. 1 сайт: https://magodb.ru
2. МОГАУК «Магаданский областной краеведческий музей» 685000, г. Магадан,пр. К. Маркса, д. 55
сайт: https://www.magadanmuseum.ru
3. МОГАУК «Магаданский государственный музыкальный и драматический театр» 685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 30
сайт: https://mmdt.ru
4. ОГАУК «Магаданский областной театр кукол»
685000, г. Магадан, ул. Парковая, д. 20
сайт: https://theatrekukol.ru
5. ОГАУК «Магаданская областная филармония»
685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 35
сайт: https://mag-philharmonia.ru
6. ГАУК «Образовательное творческое объединение культуры»
685000, г. Магадан, пер. Школьный, д. 1
сайт: https://gauk-otok.ru