Правила проведения артикуляционной гимнастики
Правила проведения
артикуляционной гимнастики
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики- выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов,(щеки, губы, нижняя челюсть, язык) необходимых для правильного звукопроизношения, и объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады.
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий
в детском саду с воспитателем
с родителями дома.
2. Основное исходное положение стоя или сидя перед зеркалом, голова прямо. Обязательно- соблюдение правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.
Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики
I. Упражнения для челюстей
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
2. движения челюстямивправо влево в медленном темпе с сомкнутыми губами.
3. То же в быстром темпе.
4. Повторяется первое упражнение.
II. Упражнения для губ
1. "Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.
2. То же с сомкнутыми губами и зубами.
3. "Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
4. Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".
5. «Трубочка» двигается вправо-влево
III. Упражнения для языка
выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
"Болтушка" — движения языком вперед-назад.
"Часики" — движения языком вправо-влево. "Качели" — движения языком вверх-вниз.
а) к верхней — нижней губе;
б) к верхним — нижним зубам;
в) к верхним — нижним альвеолам.
Круговые движения языком:
а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
"Лошадки" — щелкание языком.
"Лопатка" — широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек.
"Иголочка" — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".
"Чашечка" ("Ковшик") — широкий язык поднят кверху:
а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам.
"Грибок" — язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.