РАзвитие речи у детей 6-7 лет

В подготовительной к школе группе особое внимание должно уделятся развитию желания и умения будущих школьников проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний.
Для этого необхдимо создвть эфективную речевую среду. Это и разнообразное периодически обновляющееся предметное окружение (выставки, экскурсии, театры, кинофильмы и др).
Работа по формированию звуковой культуры речи предполагает закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звков родного языка (изолированных, в словах, во фразовой речи), развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительнойсти речи, отработку речевого дыхания.
Подготовка к обучению грамоте. В содержание этой работы входят совершенствование фонематического слуха. Формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слова на слоги и звуки, составлению предложений из 2-4 слов и слов из 2-3 слогов. Дошкольников постепенно подводят к осознанию того, что речь состоит из слов.
Нарушение звукопроизношения
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков:
свистящие (с, с', з, з', ц),
шипящие (ш, ж, ч, щ),
сонорные (л, л', р, р', j),
У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и свистящие. В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:
искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова);
замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).
Ниже приводятся образцы предложений для проверки наиболее
часто нарушаемых звуков.
Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос. У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит — жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики. Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице. У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис. Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле-еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай. Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите ку пили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб. Волк воет — в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме. Тетя Дина сидит на диване.
Исправление нарушений
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности, поэтапно. Общий ее ход должны себе представлять и родители, поскольку их активное и сознательное участие в логопедическом процессе значительно сокращает сроки работы и повышает ее общую эффективность. Все содержание логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения условно может быть разделено на четыре основных этапа, каждый из которых преследует вполне определенную цель.
Подготовительный этап.
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация вновь воспитанного звука от сходных с ним.
В подготовительный период обеспечивается более совершенная и достаточно дифференцированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов, благодаря чему ребенок получает реальную возможность овладеть правильной артикуляцией дефектно произносимого им звука.
Различие этапов работы по формированию правильного звукопроизношения воспитателя и логопеда
1. Подготовительный этап
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. В
зависимости от характера нарушения звука логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
2. Этап появления звука
Уточнение звука или его выбывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребенка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку,
воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука. Постановка звука. Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные
движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука.
3. Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи)
Уточнение правильного произношения звука. Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Автоматизация звука. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.
Средства развития речи
Принято выделять следующие средства речевого развития детей:
— общение взрослых и детей;
Оказывается, человеческий голос ребенок различает сразу после рождения. Он отделяет речь взрослого от тиканья часов и других звуков и реагирует движениями в унисон с ней. Этот интерес и внимание ко взрослому является начальным компонентом предыстории общения
— культурная языковая среда, речь воспитателя;
Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых
— обучение родной речи и языку
Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения. Ребенок выражает свои мысли в слове. Сложность занятий заключается в том, что дети одновременно занимаются разными видами мыслительно-речевой деятельности: восприятием речи и самостоятельным оперированием речью. Они обдумывают ответ, отбирают из своего словарного запаса нужное слово, наиболее подходящее в данной ситуации, грамматически оформляют его, употребляют в предложении и связном высказывании.
—художественная литература;
Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.
—различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)
Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
Что еще можно делать с ребенком для развития речи, не тратя дополнительных средств и времени?
Позвольте ребенку помочь Вам на кухне. Пусть перебирает гречку или другую крупу
Позвольте ребенку "помять" с солью капусту для салата
Пускай ребенок почистит свареные вкрутую яйца
Дайте поручение ребенку аккуратно и плотно залепить пирожки
Пусть самостоятельно постирает вручную свои носовые платочки, носочки. Качество стирки здесь значения не имеет - главное, чтобы руки работали с мелкими предметами.
Когда Вы, или бабушка держите пряжу, ребенок сматывает клубок. И вообще, научите ребенка в 5-6 лет вязать на спицах!
Лепите дома пельмени, вареники вместе с ребенком. Это вкусно - и очень полезно для пальчиков.
Подарите ребенку набор для вышивания. Побуждайте ребенка работать с иглой. Покажите правила безопасности!
Научите ребенка делать бумажные самолетики, кораблики. Займитесь оригами
Карандаши и ручки, которые Вы покупаете ребенку, должны иметь ребристые поверхности
Лепите с ребенком из пластилина, моделина, соленого теста
Поиграйте в игру "Волшебный мешочек": в непрозрачном мешке на ощупь отгадывайте находящиеся там предметы
Попросите ребенка посчитать копеечки в Вашем кошельке или копилке
Играйте в Лего
Помните восточную мудрость: "Пальцы - это продолжение ума". Развивайте ум и речь ребенка!
Что ты знаешь о звуке?
Цель – умение охарактеризовать звуки в слове.
Например, в начале слова СОМ звук с – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом; звук - О гласный и поется, обозначаем красным цветом; М – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.
ЗИМА – [З|] – согласный, звонкий, мягкий, зеленый цвет
[И] – гласный, поется, красный цвет
[М] – Согласный, твердый, звонкий, синий цвет
[А] – гласный, поется, ударный
Подбери картинку (слово) к схеме слогов
Цель – подобрать соответствующие картинки (слова) к схемам слогов.