РАзвитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Связная речь
Наша речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.
Уточним, что связная речь - это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ.
Рассказы могут быть повествовательными (отображение события в динамике), описательными (характеристика предмета, явления) и объяснительными (сообщение о предмете, действиях с ним и причинах этих действий).
С точки зрения реальности событий рассказы делятся на фактические (с достоверными фактами) и творческие (основанные на воображении).
Значение связной речи в жизни дошкольника.
Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.).
Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр.
В-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Наиболее сложным видом связной речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий.
Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения.
В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.
Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Таблица анализа детского рассказа
(Ткаченко Т.А.)
(уровни сформированности связной речи (высокий, средний, низкий)
Параметры рассказа ребёнка |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Полнота |
Содержание передано в полном объёме |
Отражена большая часть событий. Отсутствуют отдельные художественные элементы (образные сравнения, эпитеты и пр.) |
Рассказ схематичен, примитивен, незавершён |
Самостоятельность |
Полное отсутствие помощи взрослого |
Эпизодическая помощь взрослого |
Необходимость частых наводящих вопросов и подсказок взрослого |
Последовательность |
Отсутствуют перестановки событий |
Одна перестановка событий |
Две и более перестановок событий |
Логичность |
Указаны все причинно-следственные цепочки, даны объяснения всех событий
|
Объяснены не все названные события |
Наблюдаются смысловые несоответствия, недостаточная информативность, полное отсутствие объяснения событий |
Связность |
Соблюдает связки между предложениями и частями рассказа |
Эпизодически отсутствуют связки между предложениями и частями рассказа |
Не соблюдаются связки между предложениями и частями рассказа. Имеются повторы в связках (слово «потом»)
|
Непрерывность |
Пауз нет |
Одна-две непродолжительные паузы |
Частые прдолжительные паузы |
Использование словарного запаса |
Разнообразие лексики, употребление синонимов, сравнений, образных выражений, точность (вплоть до оттенков) называния слов-действий и слов-признаков |
Отсутствие точности в назывании некоторых действий, эпизодическое использование слов-признаков |
Лексика однообразна, примитивна, неточное называние действий, слова-признаки не употребляются |
Грамматическая правильность |
Отсутствие грамматических ошибок |
Одна-две грамматические ошибки (сложные предлоги, отдельные случаи согласования слов и пр.) |
Частые грамматические ошибки (порядок слов, простые предлоги, словоизменение и пр.) |
Произносительная сторона речи
|
Все звуки произносятся правильно, речь внятная, неторопливая, выразительная, голос громкий |
Отдельные недочеты в произношении сложных звуков (Ш,Ж, Р), речь недостаточно громкая и выразительная |
Неправильное произношение более 6 звуков (шипящие, сонорные, свистящие), речь тихая, невнятная, интонирование слабое |
Творческие задания для развития связной речи
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что
пробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначалвидели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Поа обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать.
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.