Уроки фонетики для взрослых
Урок 1. Фонетика
Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, причем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался phone. От греческого слова и произошло название науки. Это наука фонетика.Для обозначения звука в фонетике используется специальный значок [ ].
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон - это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».
Звуки языка могут состоять только из тона, голоса (или, по-старославянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называютсясогласными.
Гласные -«ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. В русском языке основных гласных звуков шесть: [а],[о],[у],[э],[и],[ы].
Согласные, наоборот, - «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.
Ошибки взрослых. Случается, что во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую- нибудь букву, например, на букву б (бэ).Для ребенка, еще не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква-это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками - развивать умение малыша различать звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].
Урок 3. Звонкие и глухие согласные
Если согласный звук состоит из тона (голоса) и шума, он называется звонким, если только из шума - глухим.Среди согласных существуют так называемые парные: [б] - [п], [В] - [ф], [Г] - [к], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш].
Пары образуются так: если из звонкого согласного «вычесть» тон (голос), получается глухой согласный.
Особенность звонких парных согласных состоит в том, что они не могут звучать на конце слова. В этом положении парный звонкий всегда заменяется парным глухим.
Ошибки взрослых. Если вы предлагаете ребенку определить, на какой звук оканчивается слово «дуб», правильным ответом будет такой: на звук [п]. О том, что в слове «дуб» на конце нужно писать букву б [бэ], ребенку станет известно только в начальной школе. Он тогда и узнает, что пишем мы не всегда то, что слышим. Но к этому времени у него уже должно сформироваться представление о различии звука и буквы.
Урок 4. Пары по твердости - мягкости
Кроме пар по звонкости - глухости, согласные образуют пары но твердости - мягкости. Мягкость согласного в фонетической записи передается значком «'». Так, звуку [г] мягкую пару составит звук [г'], для звука [ф] мягкой парой будет звук [ф'].
Но есть согласные звуки, которые не имеют пар. Например, звук [ц] всегда твердый, звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие.
Глухие согласные [х], [х'], [ц], [ч'] не имеют звонких пар. Согласные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р'], [i] не имеют глухих пар. Они в любой позиции - даже в конце слова - звучат звонко и называются сонорными.
Ошибки взрослых. Иногда можно слышать, как педагог спрашивает у ребенка: «С какого звука начинается слово «герой»? И тут же отвечает «Запомни: со звука [г]». Это ошибка. В слове «герой» ясно слышитсямягкий звук [г'], именно поэтому после буквы г пишется буква е, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного. Нужно научить ребенка различать твердые и мягкие согласные, потому что это дает ключ к использованию ь и букв я, ё, ю, еслужащих для обозначения мягкости согласных на письме.